Печатный бизнес: №3-4/2017

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

 

СИСТЕМЫ СМЕСЕВЫХ КРАСОК ДЛЯ ПЕЧАТИ

 

Стефан Стефанов, к.т.н., с.н.с,
профессор кафедры «Рекламы
и бизнес-коммуникаций» ИМЭБ РУДН

Ирина Глинская, к.ф.н., д.п.н, доцент
кафедры «Рекламы и бизнес-
коммуникаций» ИМЭБ РУДН

 

Производственная необходимость для создания систем смесевых красок в полиграфии

 

Когда река широкая, в ней живет крупная рыба; когда горы
высокие, то и растущие на них деревья высокие; когда страна
обширна, ее отличает богатство.

Из книги «Познание тайн» Вэнь-цзы

 

Широкое развитие компьютерных технологий подготовки иллюстраций и текста издания к печати открыло перед художниками и дизайнерами еще одну проблему — несоответствие цветов, воспроизводимых на мониторе, и их воплощения на запечатываемом материале в процессе печати. Специальные системы сквозного контроля цвета, калибровки мониторов и т.д. решают эту проблему только для некоторых случаев.

Надежный и единственный способ добиться точного воспроизведения цветных элементов на печатной продукции — выбрать образец требуемого цвета, напечатанный заранее, и использовать его как эталон цвета при подготовке рукописи к печати.

Развитие компьютерной технологии усилило потребность в едином языке описания цвета. Этот язык цвета существует и известен более восьмидесяти лет. Это системы смешения красок.

Группа систем смешения красок включает в себя системы, разработанные для решения конкретных задач по идентификации цвета в различных отраслях промышленности. К ним можно отнести цветные одномерные шкалы, используемые в химических анализах, например, для определения величины кислотности растворов pH. К этим системам относятся и каталоги цветов лакокрасочных покрытий, а также наиболее интересующие полиграфистов системы смешения полиграфических красок: «Hartmann» (имеет сегодня только историческое значение), «PANTONE», «Радуга» (имеет сегодня только историческое значение).

Суть систем цвета заключается в многообразии оттенков цвета, получающихся при различном смешении основных цветовых компонент каждой системы. Цветовой охват систем определяется теми конкретными цветами, которые получаются при их смешении. Они и составляют в совокупности данную систему.

Количество образцов цвета, выбираемое для представления цветового пространства системы, находится в прямой зависимости от ее практического назначения. Так, системы классификации цвета, используемые в качестве метрологической базы в цветовых измерениях, содержат от 680 образцов («Руководство по цветовой гармонии» Оствальда) до 1450 образцов («Атлас цветов Манселла»).

Образцы цвета этих систем сгруппированы по трем основным показателям восприятия цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота.

 

Система смесевых печатных
красок PANTONE

 

Рассмотрим подробнее самую распространенную в мире систему смесевых печатных красок PANTONE. Система PANTONE основана на использовании восьми основных цветовых компонент. Смешением не более чем двух основных цветовых компонент, не обязательно соседних по цветовому тону, получается основной цветовой круг высоконасыщенных цветов, содержащий 44 образца базовых цветов. Базовые цвета, полученные из цветовых компонент, далеко отстоят друг от друга по цветовому тону, обладают меньшей насыщенностью по сравнению с насыщенностью других базовых цветов основного цветового круга. Каждый базовый цвет основного цветового круга развернут в семипольный тоновый ряд. Образцы располагаются от светлого тона до темного и получаются добавлением к базовому цвету либо белой компоненты цвета (3 образца), либо черной (3 образца).

Для увеличения значимости система смешения красок PANTONE включает 22 тоновых ряда образцов цвета (2 образца с черной и 4 образца с белой компонентой). Их насыщенность занимает промежуточное положение между высоконасыщенными и ахроматическими цветами. Необходимо отметить, что 22 базовых оттенков цвета, среди которых есть образцы, полученные смешением трех основных компонент, неравномерно заполняют внутреннее пространство системы смешения красок, как по цветовому тону, так и по насыщенности.

Система смешения печатных красок PANTONE содержит еще четыре тоновых ряда так называемых «околосерых» цветов. Базовые цвета этих рядов получены при смешении черной компоненты цвета с малым количеством цветной компоненты (рубинового красного, зеленого). Остальные шесть образцов цвета этих рядов получены при добавлении белой компоненты.

Таким образом, можно считать, что система смешения печатных красок PANTONE, несмотря на довольно полное количественное представление цветового пространства образцами цвета (497 образцов, включая и семь образцов ахроматического ряда), является набором отобранных образцов цвета, наиболее часто встречающихся в практической работе.

Нумерация образцов цвета каждой из рассмотренных систем смешения полиграфических красок отражает принципы построения системы и учитывает принятые в стране обозначения некоторых общеупотребительных красок. Все образцы цвета отпечатаны на двух видах бумаги: мелованной и натуральной.

Система смешения печатных красок PANTONE постоянно совершенствуется и расширяется. На сегодняшний день это самая развитая и самая используемая на практике система. Она стала всемирным эталоном системы цвета в полиграфии. Большинство заводов по производству печатных красок для полиграфии сертифицированы по системе PANTONE.

 

Структура системы смесевых печатных красок
«ИРИС» на базе модели цвета CIE LAB

 

При отсутствии серого (L=0%) в модели CIE LAB получаем двойные (бинарные) наложения четырех базовых цветных красок — красная (R), желтая (Y), зеленная (G) и синяя (B). Получаем 4 соприкасающихся квадратов в системе координат Декарта XY, R по оси X, Y по оси Y, G по оси (-X) и B по оси (-Y), образующие в одной плоскости Декарта большой квадрат.

При добавлении черной или белой краски к одной из цветных или к бинарным смесям получим ряд образцов зачерненных или осветленных (разбеленных) оттенков.

Таким образом, в качестве базовых будут использоваться только шесть красок — красная (R), желтая (Y), зеленая (G), синяя (B), черная (K) и белая (W). Для того, чтобы расширить возможности системы смесевых красок, добавим к четырем цветным краскам и к их бинарным сочетаниям серую краску — сочетания черной (K) и белой (W) красок в разных количествах в системе координат KW.

Количество оттенков будет зависеть от шага дискретизации пространства, от используемых реальных красок и запечатываемых материалах (например, от белизны бумаги и микроструктуры ее поверхности), от применяемой конкретной технологии печати, от нормализации процесса печати и от уровня профессионализма исполнителей.

Напечатанные оттиски, содержащие поля с оттенками цвета всех возможных смесей исходных шесть красок (R, Y, G, B, K и W), и есть система «ИРИС» образцов смесевых красок на базе CIE LAB.

Если рассмотреть количество образцов системы смесевых красок «ИРИС» на базе CIE LAB, при условии дискретизации с шагом 10%, то получим:
Чистые цветные — 4 х 10 = 40.
Чистые черные — 10.
Чистые белые — 10.
Бинарные цветные — 4 х 10 х 10 = 400.
Бинарные цветные с черной (зачерненные) — 400 х 10 = 4000.
Бинарные цветные с белой (разбеленные) — 400 х 10 = 4000.
Бинарные цветные с серой — 400 х 10 х 10 = 40000.
Общее количество образцов — 40000 + 4000 + 4000 + 400 + 10 + 10 + 40 = 48460

Для сравнения: новый справочник по краскам The Color Bible норвежской фирмы I-D-GRAPHICS International, оформленный в виде книги в жестком переплете, содержит 194481 образец цвета с указанием количеств (процентов) голубой (С), пурпурной (М), желтой (Y) и черной (К) красок. Каждая краска представлена ступенями по 5%.

Конечно, на практике выполнить такое множество, содержащее такое количество смесей с разными оттенками цвета, сложно и не нужно. Многие оттенки могут получиться очень близкими и визуально неразличимыми, особенно, если шаг квантования будет 10% и меньше. Оптимальный выбор шага квантования пространства оттенков цвета — это разный по величине шаг дискретизации в светлых оттенках (осветленные), в полутенях (зачерненные оттенки) и в тенях (затемненные оттенки) цвета.

Минимальная величина шага дискретизации — 5% - 7% и 9% соответственно до 25%, 75: и до 100%, т.е. 7 (+/-) 2 (числа Мюллера).

[Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. - В кн.: Инженерная психология. М. 1964]

 

Системы смесевых красок «ИРИС» на базе CIE LAB и PANTONE

 

В системе смесевых красок «ИРИС» на базе CIE LAB используют всего шесть красок и максимальное количество красок, используемое при создании образцов — три (две цветные и ахроматическая компонента). В системе PANTONE — восемь цветных + черная и белая. Общее количество — 500 образцов субъективно выборочно.

В системе смесевых красок «ИРИС» на базе CIE LAB можно создать систему с неравномерным шагом дискретизации, и она всегда останется системой без внесения субъективности выбора.

 

Технология дуплекс

 

В печатных технологиях в зависимости от количества, используемых при печати красок, различают:

1. однокрасочные технологии печати (как правило, с использованием одной черной краски, так называемую ч/б печать, но можно использовать краску любого цвета);
2. трехкрасочные технологии печати — CMY;
3. четырехкрасочные технологии печати — CMYk;
4. шестикрасочные технологии печати (гексахром) — CMYRG(B)k;
5. семикрасочные технологии печати — CMYRGBk;
6. двухкрасочные технологии печати, так называемые технологии дуплекс.

Дуплекс (Duotone, Duotone printing) — (от лат. duplex — двойной) автотипная технология печати, применяемая для репродуцирования черно-белых полутоновых оригиналов двумя печатными красками, одна из которых обычно черная, а вторая — серая, палевая, голубая, коричневая и пр. Дуплекс делает печатное изображение, особенно воспроизведенное с черно-белых фотографий, выразительнее, чем обычное однокрасочное, а при использовании серой краски увеличивается оптический интервал изображения. Дуплекс не следует смешивать с репродуцированием изображения на сплошном цветном фоне (сетке) или фоновой плашке. Дуплекс — это:

а) печать двумя красками разного цвета;
б) печать черной и серой краской.

 

Образцы цвета для технологии дуплекс на базе модели цвета CIE LAB

 

В модели цвета CIE LAB участвуют четыре цветные краски: красная (R), желтая (Y). зеленая (G), синяя (B) и серая (черная (k)). Как правило, в технологии дуплекс одна из красок серая или черная, а вторая серая (черная) с добавлением цветной краски (смесевая с разными количествами черной и цветной красок). В модели CIE LAB не присутствует голубая и пурпурная краски как базовые. Поэтому для создания образцов цвета для технологии дуплекс можно использовать только черная (серая) + четыре цветных — R, Y, G, B.

Если мы создаем матрицу серой краски — черная + белая, например, с дискретизации в 10%, то получаем 10 уровней черного и 100 уровней серого. Серую (черную) краску мы можем выбрать из этой матрицы. Цветную краску можно выбрать из четырех базовых матриц: черная краска + красная, черная + желтая, черная + зеленая, черная + синяя и две дополнительные матрицы: черная + голубая и черная + пурпурная. При дискретизации с шагом 10% получим в каждой из названных матриц по 100 образцов. Почему и для кого?

Чтобы легче и точнее выбрать цвет двух красок для технологии дуплекс: вся палитра оттенков цвета перед глазами, а не виртуально.