Товары оптом на Урале. ОБУВЬ & КОЖГАЛАНТЕРЕЯ: № 10/2014. Обувь. Коллекция осень-зима. Интернет-торговля.

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Интернет-торговля: правила продажи товаров дистанционным способом


Казалось бы, чего проще — зарегистрировать сайт, открыть интернет-магазин и со спокойной совестью начать торговлю на расстоянии? Так ли это на самом деле — поговорим сегодня. Наш гость — эксперт журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения» Л. Тимофеева.


Продажа товаров через интернет-магазины — это один из способов ведения дистанционной торговли. Суть её заключается в том, что покупатель выбирает товар, изображение и описание которого представлено на сайте продавца, без возможности непосредственного ознакомления с товаром.


Правовые основы дистанционной торговли

Отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров через интернет-магазины регулируются следующими правовыми нормами. Во-первых, это ст. 497 ГК РФ, где дано понятие дистанционного способа продажи товара. Так, в п. 2 названной статьи говорится, что договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара с помощью средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Во-вторых, дистанционному способу продажи товара посвящена ст. 26.1 Закона РФ № 2300–1 <1>. В п. 4 данной статьи отмечено, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. Кроме того, в этой норме подробно изложен порядок возврата товара ненадлежащего качества. В-третьих, существуют Правила продажи товаров дистанционным способом <2> (далее — Правила), регулирующие отношения между покупателем и продавцом.

 

О правилах продажи товаров дистанционным способом

Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом (п. 4 Правил). При этом ему следует помнить, что в соответствии с п. 5 Правил не допускается продажа алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (например, запрещается дистанционная розничная торговля табачной продукцией <3>).

Как указал Роспотребнадзор в Письме от 12.10.2007 № 0100 / 10281?07?32, нарушение положений п. 5 Правил определяет состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ. Согласно этой норме незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечёт наложение административного штрафа:

— на должностных лиц от 3 000 до 4 000 рублей (с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой);
— на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей (с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой).

В силу п. 8 Правил до заключения договора розничной купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию:

— о продавце (полное фирменное наименование и место нахождения);
— о товаре (его основные потребительские свойства, место изготовления, цена) и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара;
— о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора <4>.

Предоставление вышеуказанной информации предусмотрено также п. п. 1, 2 ст. 26.1 Закона РФ № 2300–1.

Но следует обратить внимание — за несоблюдение данной нормы предусмотрена административная ответственность:

— продажа товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей (ст. 14.5 КоАП РФ);
— нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей (ст. 14.8 КоАП РФ).

Продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путём их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил).

Согласно п. 12 Правил предложение товара в его описании, если оно достаточно определённо, содержит все существенные условия договора и обращено к неопределённому кругу лиц, признаётся публичной офертой. В этом случае продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

Договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Так, на основании п. 20 Правил при продаже товаров дистанционным способом договор считается  заключённым:

— с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара;
— с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В сообщении о своём намерении покупатель должен обязательно указать следующее (п. 14 Правил):

— полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца;
— фамилию, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
— наименование товара, артикул, марку, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цену товара;
— вид услуги (при предоставлении), время её исполнения и стоимость;
— обязательства покупателя.

В соответствии с п. 3 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи, заключённый дистанционным способом продажи товара, считается исполненным (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором):

— с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре;

— с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина (месту нахождения покупателя — юридического лица), если место передачи товара не определено.

Пунктом 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до покупателя в письменной форме определённую информацию (причём для импортных товаров такая информация должна быть на русском языке), где помимо сведений о самом продавце должны содержаться сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования, сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков, информация о порядке и сроках возврата товара потребителем. Продавец обязан передать товар покупателю в срок, установленный в договоре (п. 23 Правил), а если он не установлен, то в разумный срок. В случае если доставка товара произведена в срок, но товар не был передан по вине покупателя, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом. При этом покупатель должен дополнительно оплатить услуги по доставке. Пункт 19 Правил не допускает передачи потребителю товаров, не соответствующих предварительной договорённости, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров. Несоблюдение продавцами данного пункта Правил может служить основанием для их привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 (включение в договор розничной купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей) или по ст. 14.15 КоАП РФ (нарушение правил продажи отдельных видов товаров).


Возврат товаров, приобретённых через интернет-магазины

Отметим, что права покупателя относительно возврата товара и сам порядок возврата определены в п. п. 21, 32 Правил.

Покупатель может отказаться от товара:

— до передачи товара — в любое время;
— после передачи — в течение семи дней;

— в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара — в течение трёх месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества осуществляется при условии, что сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется документ, подтверждающий факт покупки (отсутствие указанного документа не лишает покупателя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца). Если товар надлежащего качества имеет индивидуально-определённые свойства и может быть использован исключительно приобретающим его покупателем, последний не вправе отказаться от товара.

При отказе от товара покупатель предъявляет продавцу соответствующее требование. Продавец не позднее чем через десять дней должен возвратить покупателю сумму, уплаченную в соответствии с договором (за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращённого товара).

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате (п. 33 Правил). При этом отказ или уклонение продавца от составления данных документов не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

Если при возврате товара денежные средства за него выплачиваются не сразу, то возврат этих сумм производится либо наличными денежными средствами по месту нахождения продавца, либо путём перечисления соответствующей суммы почтовым переводом или на банковский счёт покупателя.


Фактический адрес:
г. Екатеринбург,
ул. Радищева, 31.
Тел.: (343) 379-77-20,
8 (950) 560-25-66,
www.consultant.prime.ru