Товары оптом на Урале. ОБУВЬ & КОЖГАЛАНТЕРЕЯ: №8/2013 Женская обувь, резиновая обувь, обувь для дома

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Рынок обуви

 

В современном мире обуви уделяется огромное значение, так как она в значительной степени формирует имидж человека, определяет его социальное положение, характер, интересы. С момента создания первых образцов обуви спрос на данный атрибут внешнего вида был всегда велик, однако подчас он напрямую зависит от предложения на рынке.

 

Так, в советское время объём и ассортимент товаров был ограничен, тем самым спрос на товары народного потребления, в том числе обувь, оставался неудовлетворённым.Переход на рыночную экономику вызвал увеличение предложения на основные наименования товаров, при этом российский рынок начала заполонять продукция иностранных производителей, вытесняя отечественные марки обуви с прилавков.

Основную долю иностранных производителей обуви, продаваемой в России, оставляет за собой Китай, при этом в период с 2006-го по 2010 год происходил ежегодный рост доли китайской обуви — с 61,4 % в 2006 году до 98 % — в 2010. Такая динамика вполне объяснима развитием товарного рынка на тот период. На сегодняшний день ситуация практически не изменилась: обувь, произведённая в Китае, занимает основной объём рынка. В ближайшее время в структуре производителей обуви кардинальных перемен не предвидится.

Между тем объём потребления на рынке обуви с каждым годом увеличивается в среднем на 19 %. В 2008 году объём рынка обуви был равен 525 млн пар — максимальный показатель объёма рынка в последние восемь лет. В 2009 году объём рынка упал на 36,2 %, до 335 млн пар. По данным за 2012 год, объём рынка обуви составил 468,4 млн пар, что ниже докризисного уровня. Однако с 2009 года по настоящее время объём рынка характеризуется ежегодным ростом.

Тем не менее, несмотря на стабильный рост объёма рынка «обувного сегмента», численность покупателей обуви пребывает практически в перманентном состоянии. С 2005-го по 2012 год численность покупателей варьировалась в диапазоне 145–146,8 млн человек. Причиной данной ситуации можно назвать сокращение численности населения в стране.

Другим индикатором, отражающим изменения объёмов потребления на рынке обуви, является показатель количества купленных пар на одного человека в год. Если в 2005 году в среднем на одного человека приходилось две пары, то в 2012 году показатель был равен трём парам, что также свидетельствует о незначительном изменении уровня спроса. По прогнозам экспертов в 2017 году ожидается увеличение объёма потребления, при котором на одного человека в год будет приходиться 4,2 пары. В любом случае это значение ниже, чем в Европе, где на одного человека в 2010 году приходилось в среднем 4,5 купленных пары, и США — 6,5 пары в год.

Сегодня развитие рынка обуви в России характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, количество продаж за последние несколько лет выросло, с другой стороны, отечественное производство обуви сокращается.

На ежегодном съезде Российского союза кожевников и обувщиков в мае 2013 года прошло обсуждение доклада президента союза Нелли Николаевны Мякуновой. Руководителями предприятий регионов России было отмечено, что меры поддержки отрасли, обещанные со стороны государства, практически не поддерживаются. Кроме того, с начала 2013 года российские обувные предприятия-производители получили только 10 % основного объёма государственного заказа от Министерства обороны РФ, Министерство промышленности и торговли никак не прокомментировало сложившуюся ситуацию. Со стороны правительства РФ не были приняты меры по снижению налоговой нагрузки для предприятий в сфере производства обуви.

Участники рынка прогнозируют, что к окончанию переходного периода вступления России в ВТО, ситуация только усугубится. На российский рынок будут поступать большие объёмы импортной обуви, что будет сопровождаться неравной конкуренцией. При данном раскладе российские производители намерены решительно напомнить о своих обещаниях правительству РФ и другим вышестоящим органам.

Подтверждением серьёзности намерений российских обувных компаний является подписанное ими письмо в адрес президента РФ о сложившейся ситуации в отрасли с просьбой смягчить ситуацию с неравной конкуренцией на рынке.

 

www.ten-silon.ru