Товары оптом на Урале. ОБУВЬ & КОЖГАЛАНТЕРЕЯ: №9/2012 Женская и мужская обувь оптом, кожгалантерея

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Рынок кожгалантереи

 

 

Отечественный рынок кожгалантереи, по мнению экспертов, находится на перепутье. Многие специалисты считают, что данная отрасль сейчас в неблагоприятной ситуации в связи с трудностями российской лёгкой промышленности, наплыва иностранных товаров и ограничений посткризисной экономики. Остальные эксперты думают, что сегмент кожгалантереи будет неуклонно расти в дальнейшем, а российский производитель, по меньшей мере, достигнет достойного уровня на отечественном рынке. Попытаемся вникнуть в сложности данного сектора лёгкой промышленности.

 

 

Если говорить о проблемах, тормозящих развитие российской лёгкой промышленности в целом, то их истоком является фактическое разрушение отрасли в начале 90‑х годов, когда в страну хлынул поток зарубежного ширпотреба, по сравнению с которым постсоветская одежда, обувь и кожгалантерея оказались совершенно неконкурентоспособными. Стремительное обнищание сельского хозяйства привело к резкому сокращению поставок отечественного хлопка и кожевенного сырья. Не в лучшей ситуации оказались и производство: для его нормальной работы требовалась серьёзная государственная поддержка, модернизация оборудования, инновационные технологии.

Рынок кожгалантерейных изделий России близок к насыщению. В значительной степени его насыщение определяет импорт, доля которого в продажах составляет почти 100 %. Отечественные производители кожгалантереи занимают не более 20 % от общего объёма рынка в стоимостном выражении. Подавляющую долю занимает производство Китая и Турции (75 %). Наиболее дорогие ценовые категории представлены продукцией производства Италии, Испании, однако их доля в общем объёме мала. К регионам, в которых сконцентрированы наибольшие объёмы продаж товаров кожгалантереи — порядка 40 % от общего объёма продаж — являются Москва и Санкт-Петербург.

Кожевенно-галантерейные изделия делятся на три подгруппы:

  • принадлежности туалета — сумки, перчатки, ремни, рукавицы;
  • принадлежности для хранения денег, документов, хозяйственных вещей;
  • дорожные принадлежности — чемоданы, саквояжи, мешки, багажные ремни.

С точки зрения структуры рынка по виду кожгалантерейных изделий в натуральном выражении, наибольшую долю занимают перчатки, далее следуют сумки и ремни.

Кожгалантерейные изделия помимо видов характеризуются также уровнем цен, качеством, внешним видом и т. д. Однако значимость данных факторов неравноценна для покупателей.

 

Доля значимости характеристик кожгалантерейных изделий для покупателей

Доля значимости характеристик кожгалантерейных изделий для покупателей

 

Рынок кожгалантереи достаточно широк, основными потребителями являются женщины в возрасте 20–45 лет и мужчины в возрасте 30–45 лет.

Мужчины же гораздо менее активны в потреблении кожгалантереи, предпочитая многочисленные карманы. Молодые люди склонны к минимализму и простоте, поэтому выбирают спортивные и удобные аксессуары, однако с возрастом их предпочтения смещаются в сторону функциональности или статусности. По опросам мужчины тратят на кожгалантерею в среднем 36 % по отношению к суммам, потраченным их дамами.

Последние проведённые исследования российского рынка кожгалантереи выделяют тенденцию увеличения спроса в среднем ценовом сегменте. Если рассматривать высокий ценовой сегмент сумок, то там наблюдается стабильный рост. Большинство российских производителей сумок занимают низкий ценовой сегмент, но здесь им приходится конкурировать с китайскими производителями сумок, количество которых приближается к 90 % рынка. Средняя цена сумки российского производителя достигает 1 500 рублей.

Широко известных торговых марок немного. В сегменте классических портмоне средней ценовой категории лидером является марка Petek. Также достаточно известна марка Neri Karra. Данные бренды представлены как мужскими, так и женскими моделями в основном стандартных расцветок.

В премиальной ценовой категории популярны марки Piquadro и Dr.Koffer, но данные бренды представлены в России в основном мужскими коллекциями стандартных расцветок и известны значительно меньшему числу респондентов.

Существуют известные торговые марки в высшей ценовой категории. В основном это бренды всемирно известных домов моды, производящих широкую линейку продукции — от одежды и аксессуаров до духов и ювелирных украшений. Оригинальная кожгалантерея весьма дорога, а дешёвые подделки относятся в основном к низкой или средней ценовой категории.

В целом рынок кожгалантереи характеризуется, с одной стороны, широким охватом, поскольку подавляющее большинство людей, особенно женщины, пользуются кошельками, сумками и другими аксессуарами, с другой стороны, практически полным отсутствием широко известных брендов (в отличие, например, от рынка часов, который по охвату можно сравнить с рынком кожгалантереи).

Изменение доходов и уровня жизни населения напрямую влияет на динамику рынка кожгалантереи. Поэтому объём рынка кожгалантереи в 2009 году сократился на 50 % по сравнению с 2008 годом, в зависимости от сегмента (потребительская розница или корпоративный сегмент) и региональной структуры, снижение объёма рынка составило до 70 %. В 2010 году ситуация в стране улучшилась, и темп роста относительно 2009 года составил 110 %. В 2011 году также отмечается положительная динамика.

В последние годы заметно, что вкусы женщин становятся более разно-образными, более смелыми, например, при выборе цветовых решений. Если раньше женщины покупали одну сумку на несколько лет, то теперь покупают по несколько на каждый сезон, к тому же мода на сумки меняется очень быстро. Поэтому выигрывают менее дорогие модели из искусственной кожи — на натуральную кожу у нас приходится не более 10 % ассортимента. Главной причиной наличия на рынке импортной продукции в столь крупном объёме является низкая стоимость кожзаменителя, поставляемого зарубежными (в основном китайскими) производителями. Стоимость отечественного материала превосходит импортные аналоги, главным образом за счет высокой себестоимости. Для того чтобы доля импортного заменителя кожи начала сокращаться, необходима поддержка российских производителей на государственном уровне (снижение тарифов на энергию, ужесточение таможенных пошлин).

В среднесрочной перспективе объём рынка заменителя кожи будет расти в основном за счёт импортной продукции, поскольку на данный момент российские предприятия не имеют возможностей загрузки производства на максимальные мощности, несмотря на то что заменитель кожи российского производства отличается более высоким качеством, нежели
импортная продукция.

Консалтинговая компания Тенсилон

 

Рынок галантереи из искусственной кожи развивается динамичнее рынка кожгалантереи. Исключением является только российское производство. В последние годы производство заменителей кожи в России испытывает кризис: в 2006 году падение составило 10 %, в 2007 году — 2 %, в 2008 году — 10 %, в 2009 году — 30 %. Незначительный рост произошёл в 2010 году, однако прирост составил всего 4 %, и, по мнению экспертов, говорить о восстановлении производства рано. Лидером и главным конкурентом по производству заменителя кожи в России является ОАО «Искож», расположенное в Республике Башкортостан.

Итак, рынок кожгалантереи подвержен высокой конкуренции, зависит от импорта и в 9 раз уступает рынку искусственной кожи. Тем не менее, рынок кожгалантерейных изделий будет медленно, но уверенно развиваться и далее, несмотря на многочисленные сложности в отрасли.

 

Консалтинговая компания "Тенсилон"
Тел.: (343) 287-05-47