Товары оптом на Урале. ОБУВЬ & КОЖГАЛАНТЕРЕЯ: №15/2011 Зимняя обувь, нарядные туфли, женская обувь, ботильоны, сапоги

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Взаимоотношения с налоговой

 

 

Вопрос: Российская организация осуществляет поставки товаров за  рубеж (таможенный режим  — экспорт). По результатам камеральной налоговой проверки организации было отказано в  применении нулевой ставки по  НДС. Своё решение контролирующий орган объяснил тем, что  организация в  целях подтверждения обоснованности применения ставки налога ноль процентов представила в налоговый орган в составе пакета документов временную таможенную декларацию. Правомерны  ли действия налогового органа?

Ответ: По  нашему мнению, налогоплательщик в  целях подтверждения обоснованности применения ставки ноль процентов по НДС вправе в составе пакета документов представить временную таможенную декларацию.

Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Следовательно, действия налогового органа, отказавшего организации в применении ставки НДС ноль процентов, следует признать неправомерными.

Обоснование: В  соответствии с  ч. 1 ст. 214 Федерального закона от  27.11.2010 No 311‐ФЗ «О  таможенном регулировании в  Российской Федерации» (далее  — Федеральный закон No 311‐ФЗ) при  вывозе с  таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в  отношении которых не  могут быть представлены точные сведения о  количестве и  (или) таможенной стоимости, допускается их  временное периодическое таможенное декларирование путём подачи временной таможенной декларации (в  том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором).

На основании ч. 5 ст. 214 Федерального закона No 311‐ФЗ после фактического вывоза товаров с  таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или  несколько полных и  надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за  пределы таможенной территории Таможенного союза.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки и  налоговых вычетов при  реализации товаров, вывезенных в  таможенном режиме экспорта, содержится в п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ. В  этот перечень согласно пп. 1–4 п. 1 ст. 165 НК РФ включены:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с  иностранным лицом на  поставку товара за  пределы единойтаможенной территории Таможенного союза;
  • выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счёт налогоплательщика в российском банке;
  • таможенная декларация (её копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с  территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под её юрисдикцией;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и  (или) иных документов с  отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за  пределы территории Российской Федерации.

Позиция суда по данному вопросу такова, что НК РФ (ст. 165) не устанавливает определённый тип грузовой таможенной декларации, которая должна быть представлена в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки ноль процентов по  налогу на  добавленную стоимость (Определение ВАС РФ от  02.07.2008 No 7625 / 08 по  делу No А32–19046 / 2007–3 / 329, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2010 по делу No А32–7360 / 2009, ФАС Московского округа от  04.02.2008 No КА-А40 / 13923–07 по  делу No А40–23159 / 07‐109‐88 и др.).

Таким образом, поскольку НК РФ не  содержит указания, какую именно таможенную декларацию (полную, временную, периодическую) налогоплательщик должен представить в  налоговый орган для  подтверждения ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость, и  учитывая мнения судов по данному вопросу, действия налогового органа следует признать неправомерными.

И. Е. Иванова,
Консалтинговая группа «Аюдар»


 

Вопрос: По  результатам налоговой проверки организации был доначислен НДС на  стоимость упаковки товаров, бесплатно передаваемой покупателям (пакетов, в  которые упаковываются приобретённые товары). Есть  ли основания для  признания правомерным решения налогового органа?

Ответ: В случае когда по результатам налоговой проверки организации был доначислен НДС на стоимость упаковки товаров, бесплатно передаваемой покупателям (пакетов, в которые упаковываются приобретённые товары), привлечение её к ответственности может быть признано неправомерным, поскольку передача упаковки вместе с товаром может быть не признана безвозмездной передачей товаров (работ, услуг) для целей НДС.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст.146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС является реализация. При этом безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признаётся реализацией в целях исчисления НДС.

По мнению налоговых органов, при передаче покупателю упакованного товара, который не нуждается в дополнительной упаковке, организация реализует два вида продукции: собственно товар и упаковку. Причём упаковку передаёт безвозмездно.

Однако согласно ст. 572 Гражданского кодекса РФ безвозмездной передача признаётся, если одаряемый не совершает никаких встречных действий. По мнению судов, в подобной ситуации не происходит безвозмездной передачи упаковки, стоимость упаковки включена в стоимость реализуемого товара, хотя и не выделена в цене отдельно (Постановление ФАС Московского округа от 26.02.2010 No КА‐А40 / 951–10).

ФАС Московского округа при рассмотрении спора по налогу на прибыль организаций обратил внимание на то, что данная передача не является безвозмездной, поскольку упаковка выдаётся только тем, кто совершает встречные действия — приобретает товар (Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2010 No КА‐А40 / 3565–10).

Таким образом, доначисление сумм НДС на стоимость передаваемой покупателю товара одноразовой упаковки может быть признано неправомерным.

Е. А. Федорцова,
издательство «Главная книга»


Вопрос: В ходе проведения инвентаризации товаров, находящихся в торговых залах, выявляются излишки товара. Возможно ли в целях исчисления налога на прибыль определять стоимость излишков товаров, которые приобретаются регулярно, из документов поставщиков (товарных накладных, договоров купли‐продажи, спецификаций), относящихся к периоду проведения инвентаризации, то есть использовать в качестве рыночной цены цену поставщика?

Ответ: Министерство финансов Российской Федерации ПИСЬМО от 12 августа 2011 г. No 03‐03‐06 / 1 / 478 Департамент налоговой и таможенно‐тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения в целях налогообложения прибыли стоимости покупных товаров, выявленных в ходе инвентаризации, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 20 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости излишков материально‐производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результатe инвентаризации.

Пункт 8 ст. 250 Кодекса определяет, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учётом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 Кодекса остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путём проведения независимой оценки.

Таким образом, стоимость излишков покупных товаров, выявленных в ходе инвентаризации, определяется в целях налогообложения исходя из рыночных цен, определяемых с учётом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже затрат на их приобретение.

С. В. Разгулин,
врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики