Товары оптом на Урале. ОБУВЬ & КОЖГАЛАНТЕРЕЯ: №10/2010

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Условия игры стали жёстче

 

 

Как и другие отрасли, отечественный обувной рынок во время кризиса переживал значительный спад. На многих фабриках продажи сократились почти вдвое. Сейчас, по оценкам специалистов, ситуация начинает выравниваться: в сравнении с прошлым годом объёмы продаж выросли примерно на 20%. И всё же пока рынку обуви не удалось вернуться к докризисному уровню. Какие перемены в соотношении сил вызвал период экономической нестабильности?

 

 

Выбор приоритетов

тел.: (343) 345-19-08, 221-41-50

Во-первых, крупные торговые сети потеснили мелких игроков. Во-вторых, многие ритейлеры пересмотрели свои приоритеты и перешли либо в более дорогой, либо в более дешёвый сегмент обувной продукции.

«Меньше всего пострадал сегмент дорогой обуви, — отмечает директор отдела продаж екатеринбургского представительства компании Independence Андрей Пьянков. — Покупатели продукции этого уровня даже в кризис не снизили своих потребительских запросов».
Несколько сдал свои позиции средний сегмент обувного рынка, традиционно приносивший самый высокий оборот. Потребители, у которых снизились доходы, стали выбирать более экономичную обувь из кожзаменителя — это касается в первую очередь демисезонной продукции.

«Осенью и весной выигрывают компании, которые специализируются на торговле экономичной обувью. Но зимой в соотношении цена/качество перевешивает вторая составляющая, — утверждает директор по внешнеэкономической деятельности московской компании «СВ.КОВЕР.РУС» Юрий Русан. — Поэтому зимой нужно ожидать повышения спроса на продукцию средней и высшей ценовых категорий производства Италии, Германии, Словакии. В ходу также будет дорогая, а значит, наиболее качественная китайская и российская обувь».
Несмотря на то что минувшей зимой кризис едва начал отступать, аномальные морозы стимулировали покупательскую активность: утеплённая обувь на полках не залёживалась. Ритейлеры полагают, что и на этот раз наступление первых же холодов быстро оживит торговлю сезонным товаром. Зато предстоящая весна их заранее настораживает.

«Для обувщиков межсезонье всегда — самая тяжёлая пора, — объясняет Андрей Пьянков. — Особенно провальна для продаж весна. Чаще всего люди обеспечивают себя демисезонной обувью перед наступлением осени, а с оттепелью опять достают из шкафов сентябрьские «обновки».

тел.: (499) 147-32-58, 147-63-49

Отечественный покупатель с невысоким уровнем доходов порой и вовсе обходится без демисезонной обуви: с октября по апрель ходит в зимних ботинках, а потом заменяет их сразу на лёгкие туфли, босоножки или сандалии. Промежуточный вариант не всем по карману. Если зимняя и летняя обувь — предметы первой необходимости, то обувь демисезонную можно отнести к товарам второй необходимости.

Пусть даже колодка осталась прежней, модель необходимо «оживить» шнуровкой, клёпками и тому подобными деталями. Иначе товар, примелькавшийся в прошлом сезоне, будет плохо продаваться.

 

На чём экономит покупатель

Особенностью посткризисного периода стало то, что покупатель прекратил запасаться обувью впрок. Если раньше зимние сапожки приобретали ещё осенью, то теперь это ответственное мероприятие откладывают до самого снегопада. Каких только сюрпризов не устраивала нам погода в последнее время! А значит, что бы ни обещали синоптики, неизвестно, будет предстоящая зима лютой или, напротив, аномально тёплой. Поэтому в целях экономии многие предпочитают решать обувные проблемы по мере их поступления.

www.walrus.ru

Такова тактика клиентов розницы. Оптовикам же, наоборот, медлить с покупкой сезонной обуви не приходится: «Потому что производители теперь стараются работать не на складские запасы, а под заказ, — говорит Юрий Русан. — Если прежде можно было в течение сезона приобрести крупную партию соответствующей обуви, то сейчас оптовики вынуждены заказывать её заблаговременно, иначе товара им не достанется. Правда, в основном это касается продукции импортного и совместного производства. Отечественный товар на складах всё-таки есть».
Несложно догадаться, что на складах пылятся далеко не новые модели, а те, что «тиражируются» уже не первый год. Между тем, торговые компании всё активнее требуют от производителей свежих коллекций или, по крайней мере, обновлённых вариантов уже известных моделей.
«Пусть даже колодка осталась прежней, модель необходимо «оживить» шнуровкой, клёпками и тому подобными деталями. Иначе товар, примелькавшийся в прошлом сезоне, будет плохо продаваться», — уверен директор новосибирского филиала компании Walrus Денис Кашилов. При этом большей популярностью стала пользоваться обувь универсального назначения, которая годится как для повседневной носки, так и для торжественных случаев.

До кризиса у нашего покупателя было, как минимум, две пары на каждый сезон — одна попрактичнее, другая понаряднее. Теперь же они часто ограничиваются одной. Впрочем, подобная тенденция больше характерна для мужчин. Производить и продавать дамскую обувь всегда было выгоднее, чем мужскую. А в нынешнем году это стало ещё актуальнее.

По словам Юрия Русана, до кризиса в нашей стране 70 % всей обуви приобретали женщины, остальные 30 % приходились на долю мужчин. Сейчас соотношение потребительского спроса составляет 80–85 % против 15–20% — опять-таки в пользу дам.

 

Бренды и массовый спрос

Ритейлеры сходятся во мнении, что обувная мода стала на редкость «толерантной». Популярны как классика, так и новейшие дизайнерские разработки.

тел.: (343) 270-06-90

Модными сегодня могут выглядеть и «лодочки» на каблуке высотой до 7 сантиметров, и женские ботинки в стиле «милитари» на грубой толстой подошве. Но всё же пристрастия населения разных регионов неодинаковы.

«На Урале высоким спросом пользуется брендовая обувь, — считает Денис Кашилов. — На мой взгляд, в Екатеринбурге гораздо больше приверженцев обувного гламура, чем, к примеру, в Санкт-Петербурге».

Тем не менее в общем объёме обуви, приобретаемой в России, модельная составляет только 5 %. Так что для большинства покупателей важнейшими качествами продукции остаются её практичность и долговечность. Соответственно, специалисты не рекомендуют торговым компаниям делать большие закупки обуви из замши и нубука (особенно демисезонной), как бы стильно она ни выглядела. Такая продукция мало востребована на отечественном рынке, поскольку осенне-весенняя слякоть быстро портит такую обувь. Надо учитывать и климатические особенности регионов. В частности, для жителей Урала и Сибири предпочтительна зимняя обувь на толстой морозостойкой подошве, необходимы утеплённые стельки повышенной прочности и, конечно, натуральные кожа и мех.

Крупные ритейлеры подчёркивают, что уровень товарооборота позволяет им сдерживать рост цен: если они и увеличились в сравнении с докризисным периодом, то незначительно. От резкого повышения цен игроков рынка удерживает прежде всего обострившаяся конкуренция. При сокращении продаж рынок оказался перенасыщен компаниями, торгующими обувью.
Такая ситуация требует от ритейлеров подробного изучения покупательского спроса на каждой торговой площадке, простраивания дальновидных маркетинговых стратегий и, безусловно, совершенствования качества продукции всех ценовых категорий — от эконом- до премиум-класса.

 

Татьяна Лесникова

тел.: (343) 379-55-99 www.chag05.ru