Урал Трак: №6/2014 Спутниковый мониторинг и контроль транспорта. Лизинг спецтехники. Складская техника. Грузовой рынок.

Все статьи журнала
Архив номеров
Связаться с менеджером издания

Шесть наболевших вопросов о контроле транспорта.

 

 

Ведущие участники рынка систем мониторинга не боятся санкций США, гораздо больше их беспокоит наличие недобросовестных игроков.

 

 

1. Как на сегодняшний день развивается рынок систем контроля и навигации?

Иван Глушнев, генеральный директор ООО Уралснабстандарт

 

Иван Глушнев, генеральный директор ООО «Уралснабстандарт»:

— Рынок систем ГЛОНАСС / GPS мониторинга сменил тренд развития с интенсивного роста на просто стабильный слаборастущий спрос. Дело в том, что услуга уже не нова, большинство госкорпораций и муниципальный транспорт уже оснащены, а это бóльшая доля транспорта. На сегодняшний день оснащаются в основном мелкие грузоперевозчики, владельцы легкового транспорта и те, кто обновляют автопарк. Скажем так: найти клиента на рынке, который не знает, что это такое и как работает, почти невозможно. Также на спрос повлияли и тахографы. Их обязательно ставить по закону на практически весь коммерческий транспорт, поэтому владельцы автопарков «поджимают» средства на них, а на GPS-системы мониторинга не тратятся.

Александр Самедов, коммерческий директор ООО Техноком

 

Александр Самедов, коммерческий директор ООО «Техноком»:

— Рынок уже пережил стадию бурного развития, тем не менее его насыщение оценивается примерно в 50 %, а это значит, что стабильный рост в течение ближайших лет гарантирован. На сегодняшний день сформировался пул лидеров, небольшие компании либо ушли с рынка, либо стали дилерами крупных игроков.

 

Юрий Висневский, коммерческий директор ГК СКАУТ

 

Юрий Висневский, коммерческий директор ГК «СКАУТ»:

— Если говорить о мониторинге транспорта в привычном понимании, то в целом рынок насыщен. Базовые системы мониторинга, позволяющие контролировать перемещение транспорта и расход топлива, внедрены практически во всех компаниях, которые осознают эффективность таких систем. Сейчас же мы наблюдаем, как оформляется рынок отраслевых решений, созданных под требования конкретных предприятий в соответствии со спецификой их деятельности. Так, на протяжении последних двух лет в деятельности нашей группы компаний всё большую долю занимают проекты, разработанные под индивидуальные требования заказчиков. Например, для российского подразделения PepsiCo мы разработали решение «Монитор безопасного вождения». На основе данных, поступающих через систему спутникового мониторинга, компания анализирует стиль управления транспортными средствами. Благодаря этому решению уровень аварийности автопарка, насчитывающего более 8 тысяч единиц транспорта, снизился в 4 раза.

 

2. Влияет ли на него внешнеполитическая ситуация и, в частности, возможность отключения GPS-вещания?

 

Иван Глушнев:

— Возможность отключения GPS может повлиять только на тех, кто оснастил свой транспорт или давно, или на тех, кто сэкономил на трекерах и поставил оборудование без поддержки ГЛОНАСС. Сейчас разница не ощущается, но если GPS отключат в России, это повлияет ощутимо: оборудовнаие не будет работать или будет работать, но некорректно. Мы же всем своим клиентам ставим системы, которые работают в двух диапазонах — ГЛОНАСС и GPS, так что не переживаем по этому поводу.

 

Александр Самедов:

— Информация о возможности отключения наземных станций GPS в России, конечно, взбудоражила наших клиентов, но, на мой взгляд, беспокоиться не о чем. Вопервых, такое развитие событий кажется мне маловероятным. Во-вторых, отключение наземных станций в самом худшем случае может привести к незначительным неточностям в определении координат. В-третьих, наша компания с 2012 года устанавливает оборудование для работы и с GPS, и с ГЛОНАСС, что гарантирует бесперебойную работу. В долгосрочной перспективе развитие российско-американских отношений сложно оценить, но для большей надёжности и уверенности новым клиентам я бы рекомендовал выбирать оборудование с обязательной поддержкой ГЛОНАСС.

 

Юрий Висневский:

— Безусловно, сообщения, поступающие с внешнеполитического фронта, порой озадачивают участников рынка. Но сейчас нет прямого влияния событий на рынок, а есть проблема интерпретации информации. После появления новости о возможном отключении GPS мы объясняли нашим клиентам и партнёрам, что речь идёт всего лишь о наземных корректирующих GPS-станциях, от которых не зависят качество и точность применения сигнала в гражданских сферах. В целом, даже при наихудшем развитии событий, полное отключение GPS невозможно. Максимум негативного, что может произойти,— это ухудшение приёма сигнала. Но мы, как и все, надеемся на разрешение политических противоречий и цивилизованное развитие бизнеса без давления подобных факторов.

 

3. Как ваши клиенты оценивают эффективность работы машин, оснащённых тахографами?

Алексей Лягаев, директор ООО Ставтрэк Екатеринбург

 

Алексей Лягаев, директор ООО «Ставтрэк Екатеринбург»:

— В период бурного развития автомобильной промышленности в Европе руководители предприятий столкнулись с проблемой контроля работы транспортного средства. Использование космических технологий тогда казалось немыслимым и фантастическим. Контролировать возможно было лишь, посадив в каждую машину по дополнительному сотруднику. Для решения данной проблемы и был изобретён первый тахограф, регистрирующий скорость и пройденный путь. В дальнейшем устройство модернизировали, и основной задачей стало повышение безопасности перевозок. Тахографы стали устанавливать на транспортные средства, осуществляющие междугородные и международные перевозки пассажиров и грузов. Установка тахографического оборудования снизила смертность на дорогах на 20 %, ведь ни для кого не секрет, что основной ущерб приносят аварии с участием большегрузной техники.

 

Иван Глушнев:

— Негативно. Как будто одели наручники, пристегнули к батарее и сказали, что можно перемещаться только 8–9 часов в сутки. Многие говорят, что теперь придётся работать меньше, без переработок, за счёт чего снизится эффективность и, как следствие, станут меньше заработки.

 

Юрий Висневский:

— Слова «тахограф» и «эффективность» многие не связывают напрямую. Изначально это было обязательное и весьма затратное требование, поэтому они воспринимались негативно. Тем не менее компании осознают свою ответственность за безопасность сотрудников, и постепенно отношение к тахографам становится лояльнее. Ведь то же соблюдение режимов труда и отдыха влияет на результативность и работы водителей, и, опосредованно, на деятельность всей компании. При этом, конечно, для бизнеса гораздо более эффективны системы мониторинга транспорта.

 

Александр Самедов:

— Дополню, что в настоящий момент существует одна, но серьёзная проблема, препятствующая своевременному оснащению техники необходимым оборудованием. Установкой тахографов занимается достаточное количество лицензированных установочных центров, а вот производством карт водителей, без которых в тахографе нет смысла, только одно предприятие. Очередь на нём в данный момент составляет порядка 15 000 заказов, то есть в пересчёте на сроки ждать карту предприятия и карты водителей надо от 2 месяцев и более. Это создаёт предприятиям дополнительные сложности.

 

4. С какими проблемами сталкиваются АТП в процессе эксплуатации?

 

Юрий Висневский:

— В случае с тахографами пока преждевременно обозначать конкретные проблемы, так как их эксплуатация только начинается. Хотя мы предполагаем, что будут возникать сложности с обслуживанием и ремонтом устройств по причине сильной зарегулированности этих процессов. Например, из‑за того, что в тахографах используется криптозащита, взять на себя их починку могут не многие сервисные центры, либо сами заводы-производители, большинство из которых находится в Москве. Безусловно, это делает использование тахографов ещё более дорогостоящим.

Если говорить о системах мониторинга, то чаще всего АТП сталкиваются с саботажем со стороны персонала. При разработке оборудования и ПО мы всегда предусматриваем такой риск и прописываем ответственность сотрудников в технологиях эксплуатации. В дальнейшем проблема саботажа решается правильным соблюдением заказчиком технических регламентов.

 

Иван Глушнев:

— Некачественный монтаж, сбои, зависания оборудования. Это зависит от того, кто оснащал. Есть недобросовестные игроки на рынке, после работы которых вообще удивительно, как системы продолжают функционировать. Основные ошибки: установка не по ГОСТу, скрутки, плохая фиксация, плохая тарировка, отсутствие нормального гарантийного и постгарантийного обслуживания. А те, кто выбирает проверенных временем и рынком поставщиков, с проблемами практически не сталкиваются.

 

Александр Самедов:

— Пожалуй, проблемы могут возникнуть в том случае, если монтаж осуществляла ненадёжная компания, которая может в любой момент исчезнуть с рынка. Поэтому нужно трезво оценивать соблазнительные по цене предложения от неизвестных на рынке поставщиков.

 

5. Сталкиваетесь ли вы с мошенничеством со стороны АТП?

 

Иван Глушнев:

— Конечно! Очень часто встречаем различные «подмотчики», которые водители устанавливают с целью накрутить пробег и обмануть работодателя, слить топливо. Но современное оборудование уже не обмануть, можно только нарушить работу, но это легко обнаружится.

 

Юрий Висневский:

— В качестве поставщика систем мониторинга мы не сталкиваемся с мошенничеством со стороны АТП. Им просто нет смысла прибегать к какому‑либо обману, так как системы приобретаются под их собственные нужды. Если и может идти речь о мошенничестве, то только со стороны водителей.

Говоря про тахографы, мы допускаем, что подобное возможно. Из того, что уже фиксируется, можно отметить манипуляции при установке датчика скорости и подключении к антенне ГЛОНАСС. С целью экономии мастерские выполняют только второе — нередко это происходит и с согласия предприятия.

 

6. Существует ли на рынке такая проблема, как недобросовестные поставщики?

 

Юрий Висневский:

— Конечно, на любом рынке существуют недобросовестные игроки. В случае со спутниковой телематикой самой распространённой является ситуация, когда поставщик предлагает комплексное решение, а на деле клиент получает базовые функции мониторинга, к тому же не самого лучшего качества. Но даже если система отвечает требованиям, то нередко поставщики просто не справляются со взятыми на себя обязательствами в части сервиса. А ведь качество и оперативность технического обслуживания являются определяющим условием эффективного мониторинга транспорта. Поэтому мы советуем всем тем, кто планирует внедрение системы, анализировать опыт других компаний: не поленитесь спросить, насколько они довольны сервисом.

К слову о качестве работы системы мониторинга и рисках работы с недобросовестными поставщиками, мы рекомендуем делать выбор в пользу тех вендоров, которые являются и разработчиками ПО, и производителями оборудования. Именно в таком случае возможна полноценная совместимость всех компонентов, к тому же, вы всегда знаете, с кого спрашивать.

 

Подготовила Юлия Раильченко